Russia | UAM Magazine | Юрий Мессен-Яшин 2017

4
58 Попутчик Чудак, художник, гражданин мира… Беседовала Юлиана Новоселова Он пришел на встречу в несуразных ярко-красных брюках на подтяжках, желтой рубашке не по размеру, забавных очках, будто бы позаимствованных из диснеевских мультфильмов, шапке-ушанке и черном пальто-кителе в пол. Внешний вид моего собеседника обескураживал: вот ведь чудак! Однако мир любит чудеса. И любит героев. А Юрий Мессен-Яшин, художник из Швейцарии, как раз является таким персонажем, создающим вокруг себя праздник. Уже через несколько минут общения мне довелось в этом убедиться. — Юрий, добро пожаловать в Екатеринбург и спасибо, что своим визитом раскрасили окружающую нас обыденность! Зная ваше имя и фамилию, имею смелость усом- ниться в чистоте вашего швейцарского происхождения. — Сомневаетесь? И правильно делаете! Запаситесь терпением и следите за ниточкой повествования. Спустя час-другой вам станет ясно, какие повороты судьбы скрыты в моей биографии. Разумеется, я шучу. А если говорить серьезно, то русским именем и фамилией я обязан отцу — Григорию Мессену-Яшину, офицеру, не- когда приближенному к царской семье Николая II. В смутные времена революции, которые наступили в Российской империи почти сто лет назад, отец жил в Петербурге, был достаточно состоятель- ным человеком, но, как и многие люди его поло- жения и политических убеждений, вынужденно бежал из страны. Вместе с двумя офицерами. Передвигались в основном ночью, на лошадях, пешком — как придется. Днем прятались. Так им удалось добраться до Одессы. Один из офицеров погиб на границе, второй решил дойти до Грузии и остаться там, а отец устремился в Стамбул. — Судьба вашего отца могла бы стать любопытным сюжетом для киносценария. Правда, что Григорий Мессен-Яшин работал носильщиком у легендарного поезда Orient Express? — Вокзал стал первым местом трудоустройства отца на турецкой земле. И он действительно обслуживал пассажиров Восточного экспресса, курсировавшего между Лондоном и Стамбулом. Отец был очень наблюдательным и прозорли- вым: однажды он заметил, что достопочтенные пассажиры экспресса перевозят канистры с бензином для своих автомобилей. Разговорился и узнал, что везут топливо из США и арабских стран. Так возникла идея открыть первую в Стамбуле бензоколонку. Дела пошли в гору, и тогда отцу uam_90.indd 58 25/04/16 20:02

Transcript of Russia | UAM Magazine | Юрий Мессен-Яшин 2017

Page 1: Russia | UAM Magazine | Юрий Мессен-Яшин 2017

58

Попутчик

Чудак, художник, гражданин мира…

Беседовала Юлиана Новоселова

Он пришел на встречу в несуразных ярко-красных брюках на подтяжках, желтой рубашке не по размеру, забавных очках, будто бы позаимствованных из диснеевских мультфильмов, шапке-ушанке и черном пальто-кителе в пол. Внешний вид моего собеседника обескураживал: вот ведь чудак! Однако мир любит чудеса. И любит героев. А Юрий Мессен-Яшин, художник из Швейцарии, как раз является таким персонажем, создающим вокруг себя праздник. Уже через несколько минут общения мне довелось в этом убедиться.

— Юрий, добро пожаловать в Екатеринбург и спасибо, что своим визитом раскрасили окружающую нас обыденность! Зная ваше имя и фамилию, имею смелость усом-ниться в чистоте вашего швейцарского происхождения.

— Сомневаетесь? И правильно делаете! Запаситесь терпением и следите за ниточкой повествования. Спустя час-другой вам станет ясно, какие повороты судьбы скрыты в моей биографии. Разумеется, я шучу. А если говорить серьезно, то русским именем и фамилией я обязан отцу — Григорию Мессену-Яшину, офицеру, не-когда приближенному к царской семье Николая II. В смутные времена революции, которые наступили в Российской империи почти сто лет назад, отец жил в Петербурге, был достаточно состоятель-ным человеком, но, как и многие люди его поло-жения и политических убеждений, вынужденно бежал из страны. Вместе с двумя офицерами. Передвигались в основном ночью, на лошадях,

пешком — как придется. Днем прятались. Так им удалось добраться до Одессы. Один из офицеров погиб на границе, второй решил дойти до Грузии и остаться там, а отец устремился в Стамбул.

— Судьба вашего отца могла бы стать любопытным сюжетом для киносценария. Правда, что Григорий Мессен-Яшин работал носильщиком у легендарного поезда Orient Express?

— Вокзал стал первым местом трудоустройства отца на турецкой земле. И он действительно обслуживал пассажиров Восточного экспресса, курсировавшего между Лондоном и Стамбулом. Отец был очень наблюдательным и прозорли-вым: однажды он заметил, что достопочтенные пассажиры экспресса перевозят канистры с бензином для своих автомобилей. Разговорился и узнал, что везут топливо из США и арабских стран. Так возникла идея открыть первую в Стамбуле бензоколонку. Дела пошли в гору, и тогда отцу

uam_90.indd 58 25/04/16 20:02

Page 2: Russia | UAM Magazine | Юрий Мессен-Яшин 2017

59

uam_90.indd 59 25/04/16 20:02

Page 3: Russia | UAM Magazine | Юрий Мессен-Яшин 2017

60

предлагают новое прибыльное предприятие — по-участвовать в строительстве железных дорог на территории Турции, Ирана и Индии. Появились по-лезные знакомства с членами королевских семей, а принц Афганистана и вовсе поручил Григорию Мессену-Яшину открыть первый национальный банк страны. Успех был невероятный, и отец не за-медлил перебраться в Берлин, где под его руко-водством возник первый национальный европей-ский банк. В Берлине отец и познакомился с моей матерью. Они много путешествовали, объездили всю Латинскую Америку, потому как отцу было поручено способствовать внедрению в обиход бу-мажных денег. На тот момент в банках обращались лишь монеты. Кроме того, он часто наведывался в Англию — там находился единственный печатный станок, работавший на специальных чернилах, подделать которые было невозможно.

— И вот в один из дней ваши родители пере-езжают в Швейцарию…

— Все верно. Правда, очередной этап их жизни несколько омрачился неприятным известием — пропала часть багажа, в которой хранились кар-тины Кандинского, порядка 40 картин Малевича, а еще раритетная мебель, ковры. Отец писал запросы, постоянно отслеживал блошиные рынки и коллекционные лавки, но найти пропажу так и не удалось. Любопытно, что, являясь страстными поклонниками живописи и вообще искусства, родители не желали, чтобы я связал свою судьбу с творчеством. Отец говорил, что своими карти-нами я не смогу заработать себе на жизнь и лучше бы мне стать медиком, промышленником или, в идеале, банкиром. На что я парировал: «Любому банку может грозить банкротство, а мои творенья будут жить вечно!» Так и случился разлад. Отец

лишил меня финансовой поддержки, и чтобы опла-чивать учебу в университетах, я стал заниматься боди-артом. В Лозанне изучал гравюру по дереву, в Швеции — искусство текстиля, затем кинетику, в Аргентине интересовался архитектурой, в Нью-Йорке увлекся поп-артом.

— Тем не менее, как бы ваш отец ни проти-вился, но страсть к новаторству и любовь к искусству вы унаследовали именно от него.

— Меня называют одним из первооткрывателей и теоретиков оптического искусства, другими словами, кинетического искусства, или оп-арта. Познакомился я с этим направлением в 1967 году в Гётеборге, во время выставки Göteborgs Konsthall. Мне посчастливилось общаться с художниками, стоявшими у истоков этого вида искусства — с Хесусом-Рафаэлем Сото, Карло Круз-Диезом и Хулио Ле Парка. Затем, спустя не-которое время, я уже имел честь познакомиться с Оскаром Нимейера и Бурле-Марксом в Рио-де-Жанейро. Интересен оп-арт в первую очередь тем, что искусство это неоднозначное и во многом его восприятие зависит от вашего сознания и от того, как работает ваш мозг. В основе направления — геометрические понятия: все линии, все фигуры высчитаны с математической точностью и рожда-ются на свет не случайно. У них есть вполне кон-кретная цель — произвести зрительный эффект. Какой именно? Решает ваш мозг. Каждый видит нечто свое, к примеру, кто-то синий цвет легко трансформирует в красный и доказывает, что картинка исключительно красного цвета. Черный может восприняться как синий, желтый или даже розовый. При этом, надо признаться, мозг почти всегда дестабилизируется, и люди могут испыты-вать сильные головные боли. В данный момент я

uam_90.indd 60 25/04/16 20:02

Page 4: Russia | UAM Magazine | Юрий Мессен-Яшин 2017

61

занимаюсь научной работой по вопросам влияния оп-арта на восприятие людей и их последующие физиологические реакции.

— Юрий, сегодня мы с вами общаемся не без помощи переводчика, потому как по-русски вы не говорите. Никогда не возникало желания выучить этот язык?

— На самом деле, если разбираться в генеалогическом древе, то в моем роду есть и русские, и латвийские, и немец-кие корни. Папа родился в Таллине, мама — из Берлина. Но ни русский, ни латвийский, ни немецкий языки я не знаю. В нашей семье тема России всегда была под запретом. Так уж вышло, что история вашей страны больно ранила отца и не оставила мне шансов узнать хоть что-то о своих родственни-ках. Во времена репрессий погибли мои дедушка и бабушка — Александр Мессен-Яшин и Анна Казацки. Отец никогда не говорил на русском языке даже с приезжими гостями, для которых русский язык был родным. И всегда предостерегал меня: «Если решишь путешествовать по миру, никогда, ни при каких обстоятельствах не отправляйся в Россию, там очень опасно!» Единственное, против чего отец не мог выступать и всячески культивировал в нашей семье, так это русская кухня. Он очень любил традиционные русские блюда и всегда про-сил мою маму приготовить, к примеру, куличи на Пасху.

— Все же, несмотря на запреты и предостережения отца, вы здесь, в России. И у нас совсем не страшно!

— Вы абсолютно правы! Буду банален, но я действительно ожидал увидеть огромное число пьющих людей, медведей. Что поделать, таковы стереотипы, на которых я рос. На самом деле, Екатеринбург очень красивый город, чем-то схожий с Санкт-Петербургом. Возможно, по количеству церквей и особой атмосфере, которую я называю душой города. Но, признаюсь, приехать сюда мне стоило трудов! Дело в том, что я — гражданин мира. И паспорт у меня особенный, без гражданства. Когда-то очень давно мне выдали документ, удостоверяющий мою личность, который принято называть «паспортом Нансена». По сути это международный документ для мигрантов, внедренный в практику в 1922 году норвеж-цем Фритьофом Нансеном, комиссаром Лиги Наций по делам беженцев. В 1940-х этот документ был признан правитель-ствами 52-х государств. И сегодня я могу путешествовать без оформления визы по 60 странам мира. Но въехать в Россию оказалось практически невыполнимой задачей. Паспорт из-учали буквально под лупой, задавали множество каверзных вопросов, но все-таки впустили в страну. В следующем году непременно повторю попытку — очень хочется побывать в Сибири, Москве, на Камчатке.

Проектирование, изготовление, монтаж изделий из стекла и зеркал любой сложности:

• ДУШЕВЫЕ ОГРАЖДЕНИЯ

• ПЕРЕГОРОДКИ

• СТЕКЛЯННАЯ МЕБЕЛЬ

• СТЕКЛЯННЫЕ ПОЛЫ

• ФАРТУКИ

• ЗЕРКАЛА

• СТЕКЛА

• ДЕКОРИРОВАНИЕ МАТИРОВАНИЕМ И ПОЛНОЦВЕТНОЙ ПЕЧАТЬЮ

Екатеринбург, ул. Карла Маркса, 20а,офис 102, тел.: +7 (343) 287-07-11

[email protected], элитстекло.рфпн-пт с 9 до 20, сб с 9 до 17,

вс выходной, удобная парковка

Фантазируйте — воплотим!

реклам

а

uam_90.indd 61 25/04/16 20:02